• kuztagis

Гимнастика для мозга или Психокинезиологические упражнения


В условиях дистанционного обучения полезна для обучающихся будет образовательная психокинезиология, которая является гимнастикой для мозга.

Образовательная психокинезиология–это целостный подход к сбалансированию движения и взаимодействия мышечной системы, когнитивных функций и эмоций, способствующий усовершенствованию процесса обучения через движение.

Комплекс гимнастики мозга

Все движения комплекса гимнастики мозга

воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:

Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга

(дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

-Упражнения, улучшающие возможности приѐма и переработки информации (движения конечностями перекрѐстно-латерального характера).

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

-Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрѐстного характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса. Мы предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений, включающий все три блока. Эти упражнения необходимо делать в перерывах между занятиями в дистанционном режиме.

1. Кнопки мозга

Это серия упражнений, которая включает «электрическую систему» организма, способствует концентрации внимания, улучшает кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Выполняется по 20-30 секунд каждой рукой.указательным и средним пальцами одной руки

-массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая рука в это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево вверх, вправо-вниз и т.д.

Указательным и средним пальцами одной руки держать точку над нижней губой. Пальцы другой руки массируют область копчика.

2. Горизонтальная восьмѐрка

Вначале нужно нарисовать мелом на доске горизонтальную восьмѐрку (знак бесконечности).

Потренируйтесь рисовать восьмѐрку в воздухе. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на левое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Левой рукой захватите нижнюю часть голени правой ноги, а за еѐ стопу возьмитесь правой рукой, рот полуоткрыт, язык на нѐбе, глаза закрыты. Сделать вдох носом на счѐт «1-2-3-4» и представьте кольцо восьмѐрки, идущее сверху вправо и вниз, а на выдохе кольцо, идущее снизу влево и вверх (счѐт «5-6-7-8»). В дальнейшем эта восьмѐрка с уровня представления должна перерости в чѐткую образную картину.

Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. Если даже просто посидеть в этой перекрѐстной позе несколько минут то произойдѐт гармонизация эмоционального состояния, спокойствие постепенно охватит тело и душу. Хорошо выполнять его для снятия стресса.

· Перекрѐстная марионетка (для правого полушария).

Упражнение выполняется стоя. На счѐт «1-2-3-4-

5-6-7» медленно и равномерно поднимайте левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делайте усилие для ноги в три шага:

Первый шаг: лѐгкое усилие мышцы ноги – 7 сек.

Второй шаг: сильное усиление – 7 сек.

Третий шаг: доминирующее опускание ноги – 7 сек. Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опереться или держать еѐ, отставив в сторону и, согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.

· Перекрѐстная марионетка (для левого полушария).

Выполняется как и для правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3 раза. Упражнение выполняется только для правой ноги.

5. Слон

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмѐрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.

6. Перекрестные шаги

Данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и в спорте и ориентации в пространстве.

-Встаньте прямо, голова по средней линии тела.

-Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги, которое двигается на встречу. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

-Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.

Вариант: последовательно соединяем левую руку с правой ногой за спиной. Данное упражнение можно выполнять сидя и лежа.

Рекомендации: «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе. При этом нужно чувствовать, как работают мышцы живота. Продолжительность выполнения–4–8 повторов парных движений.

Учебные навыки: улучшает учебные навыки чтения, письма, пересказ, слушания и усвоения информации.

7. Крюки

Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в ―замок‖ и вывернув кисти рук. Кончик языка прижать к нѐбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно это же выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе успокаивает нервы. Это сложное перекрѐстное движение активизирует моторные и сенсорные каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твѐрдым нѐбом. Т.о. достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

8. Думательный колпак

Данное упражнение помогает работе кратковременной памяти, повышает умственные и физические способности, например улучшает равновесие.

Упражнение можно выполнять стоя и сидя.

Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

Возьмите руками уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы спереди.

Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Дойдя до мочки, мягко потяните ее вниз.

Упражнение выполняется 4 раза.

Учебные навыки: понимающее слушание, письмо, математические вычисления в уме.

Психокинезиологические упражнения активизируют и балансируют всю целостную систему организма «эмоции – интеллект - тело». Эти упражнения можно повторять и в качестве пауз между занятиями, и в процессе учебной деятельности, и в дистанционном режиме занятий.

/ Синельщикова И.К. Применение методов кинезиологии в работе с обучающимися и педагогами // Справочник педагога-психолога. – 2014./

Информацию подготовил педагог-психолог

Н.В. Синицына

Недавние посты

Смотреть все

Родительский уголок - 1

Уважаемые родители! Сегодняшняя наша подборка будет интересна родителям сыновей. Предлагаем Вашему вниманию две статьи, возможно, несколько полярные по содержанию, но, безусловно, содержащие в себе з

Литература, рекомендуемая для родителей

по психологии, педагогике и воспитанию детей · Бьюзен Т. Умные родители – гениальный ребенок. – Попурри, ООО, 2017. – 464 с. · Верещагин А. Эффективный мозг: правое полушарие VS левое полушарие. – Вес

Как родители могут помочь организовать учебную деятельность и досуг подростков в домашних условия

· Первое необходимое условие, помогающее поддерживать ощущение стабильности у подростков – это сохранение распорядка и соблюдения режима дня. Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные пе

 ГАПОУ Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства. ©2020