• kuztagis

ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АДДИКТИВНОЕ)


Выделяют следующие зависимости:

1.Алкогольная зависимость.

2.Интернет и компьютерная зависимость.

3.Любовная зависимость.

4.Наркотическая зависимость.

5.Игровая зависимость.

6.Никотиновая зависимость.

7.Пищевая зависимость.

8.Зависимость от межполовых отношений.

9.Трудоголизм.

10. Телевизионная зависимость.

11. Религиозная зависимость.

12. Зависимость от здорового образа жизни.

13. Лекарственная зависимость.

14. Общая склонность к зависимостям.

Аддиктивное (зависимое) поведение представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.

Несмотря на кажущиеся внешние различия, зависимые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.

Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще - как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилием зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.

Длительность и характер протекания стадий зависят от особенностей объекта (например, вида наркотического вещества) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).

Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность.

Фазы одного цикла:

1.наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

2.усиление желания и напряжения;

3.ожидание и активный поиск объекта аддикции;

4.получение объекта и достижение специфических переживаний;

5.расслабление;

6.фаза ремиссии (относительного покоя).

7.Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью.

8.Зависимое поведение совсем не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает обратимые личностные изменения.

Почему возникают зависимости и для чего они "нужны"?

На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая, информационная (интернет), эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппинг-зависимость и т.д.), которые условно можно поделить на две большие группы:

- химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.)

- эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость от работы, интеренет-зависимость и т.д.)

И в том и в другом случае человек с помощью зависимости пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также потребности, которые не были удовлетворены в детстве. У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.

Проблема зависимости пускает свои корни в раннем детстве, когда ребенок не может самостоятельно удовлетворять свои потребности. Психоаналитики объясняют причины возникновения зависимостей нарушением детского развития. Первые предпосылки для возникновения будущей зависимости могут появиться на первом году жизни ребенка. Если мать ребенка не в состоянии удовлетворить самые важные из его потребностей (в безусловной любви, полном принятии, самовыражении, эмоциональном общении, понимании и реализации его потребностей) то такой ребенок будет чувствовать себя обделенным и лишенным чего-то жизненно важного. Со временем такой ребенок может начать употреблять химические препараты, чтобы защитить свое Я, верну себе ощущение психологического комфорта, безопасности, спокойствия, но при этом доступ к своим чувствам у него закрыт, а это вызывает в свою очередь очень высокое внутренне напряжение и невозможность удовлетворить свои потребности здоровыми способами.

Именно в этом и заключается роль употребления химических агентов, с помощью него люди изменяют свое состояние, достигая чувства “облегчения”. Эмоциональные зависимости “приходят на помощь” для удовлетворения чувства безопасности, в первую очередь.

Лишенные своего “спасительного” агента, зависимые испытывают синдром лишения:

- чувство, что чего-то не хватает

- ощущение пустоты

- ощущение себя “не в своей тарелке “

- дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо

- апатию, безразличие, отстраненность

- сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность

- раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости

- неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи

- чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо

- усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности

- страдание, боль, невыносимые муки

Признаки зависимости:

1. Человек не в состоянии самостоятельно (без химических агентов и эмоциональной “поддержки”) справиться с состоянием тревоги, страха, сильнейшего беспокойства, вины, и другими отрицательными эмоциями и поэтому испытывает сильнейшие страдания.

2. Он не умеет или не стремится адаптироваться к существующей реальности социально допустимыми, физически и психологически здоровыми способами. “Большой ребенок” не выдерживает нагрузки и бежит от настоящего и будущего в прошлое.

3. Свобода, которую ребенок понимает как вседозволенность, во взрослой жизни означает, прежде всего, ответственность. Такая свобода становится не нужна. Отказ от свободы для взрослого означает зависимость.

Какие формы воспитания способствуют возникновению зависимостей?

Во-первых, как ни странно, в семьях, где детей опекают, заботятся, балуют и вроде как любят, вырастают будущие зависимые ничуть не реже, чем в неблагополучных семьях. Такая форма воспитания способствует тому, что ребенок не получает необходимого опыта самостоятельно заботиться о себе, решать свои проблемы и склонен думать, что неприятности должны быть устранены немедленно, без каких либо значительных усилий с его стороны, т.е. с помощью различного рода стимуляторов, наркотиков, отвлекающих или утешающих факторов. Если родители стремятся к гиперопёке, другими словами контролю ситуации, тем самым они признаются в своем отсутствии доверия к жизни, безопасности. Желание постоянно контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все остальные. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности. И поэтому занимается тем, что ему больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

Во-вторых, будущие потенциально-зависимые вырастают в семьях, где ребенка либо игнорируют (его физические, эмоциональные потребности), либо ребенок подвергается давлению, и не обязательно в буквальном смысле. Ребенок воспитывающийся в такой семье не получает необходимой для нормального развития любви, следовательно не умеет принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх активно действовать. И как следствие, этот ребенок не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

И в первом и во втором случае ребенок растет в условиях тюрьмы, либо мягкой неочевидной, либо жесткой и очевидной, что является причиной дальнейших печальных последствий.

Для здорового человека удовлетворенность и чувство психологического комфорта связаны с реализацией его осознанных потребностей. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки. Бегство в зависимость – это отказ от выбора, который есть у любого взрослого человека. Вместо того чтобы уйти в зависимость, а значит, выбрать жизнь, полную беспросветных страданий и боли, всегда можно поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению вопреки невероятно трудным жизненным обстоятельствам.

Арымбаева К. Социально-педагогический подход к пониманию девиантного поведения // Поиск. Серия гуманитарных наук. - 2006. - № 4. - С. 296-307.

Информацию подготовил педагог-психолог Н.В.Синицына

Недавние посты

Смотреть все

Родительский уголок - 1

Уважаемые родители! Сегодняшняя наша подборка будет интересна родителям сыновей. Предлагаем Вашему вниманию две статьи, возможно, несколько полярные по содержанию, но, безусловно, содержащие в себе з

Литература, рекомендуемая для родителей

по психологии, педагогике и воспитанию детей · Бьюзен Т. Умные родители – гениальный ребенок. – Попурри, ООО, 2017. – 464 с. · Верещагин А. Эффективный мозг: правое полушарие VS левое полушарие. – Вес

Как родители могут помочь организовать учебную деятельность и досуг подростков в домашних условия

· Первое необходимое условие, помогающее поддерживать ощущение стабильности у подростков – это сохранение распорядка и соблюдения режима дня. Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные пе

 ГАПОУ Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства. ©2020